Правительство объявило о своей инициативе провести эксперимент по внедрению цифровой модели в сфере общего, средне-профессионального и дополнительного образования. Эксперимент может пройти в 14 регионах России.
«Провести с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых», — говорится в соответствующем документе, размещенном сайте нормативно-правовых актов.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сообщают РИА Новости.
Эта инициатива встретила широкое общественное сопротивление сторонников традиционной системы образования. В частности, по мнению политолога, первого заместителя председателя партии «За Правду» Александра Казакова, даже частичный перевод на дистанционное образование представляется антигосударственным и антироссийским. Он напомнил, как в свое время экс-министр образования Фурсенко заявлял о том, что школа должна воспитывать образованных патриотов, а не грамотных потребителей.
«Воспитание образованного патриота в дистанционном режиме невозможно. Я уже не говорю, что это огромная нагрузка, в том числе и на здоровье. При дистанционном обучении традиционная российская система образования ломается в корне», – заявил Казаков «Свободной прессе».
«Традиционная система российского образования, начиная с Ушакова, с пиками развития в поздней империи и позднесталинский период, основывалась на непосредственном личностном контакте учителя и ученика. Проверка знаний шла по всему предмету не путем ответа на тестовые вопросы, а с помощью личного экзамена с возможностью дополнительных вопросов и понимания того, знает ли ученик предмет, и исключить элемент случайности», – отметил политолог.
Как Вы относитесь к предложению правительства провести эксперимент по внедрению в России цифровой образовательной среды? Разделяете ли вы звучащие в обществе опасения, что использование такой модели может разрушить традиционную систему образования?
Считаю, что такие проекты можно предлагать только от безысходности, как вариант на случаи каких-то бесконечных катастроф, катаклизмов, пандемий, войны, чтобы дети получали хоть какое-то минимальное образование.
Но во всех других случаях предлагать получить полноценное образование в экспериментальном порядке, через слабо опробованную модель, – это издевательство, и прежде всего издевательство над сотнями тысяч детей. И я вижу здесь только один мотив, которым может руководствоваться правительство: экономия средств. Кому-то, видимо, давно хотелось не увеличивать расходы на образование до 7% от ВВП, а наоборот их минимизировать, доведя образовательную систему фактически до уровня самообразования, самовоспитания. А дальше наверняка аппетиты будут развиваться и в сторону самолечения, когда людям предложат обращаться к некоему цифровому, компьютерному доктору.
Это будет катастрофическое решение, которое ударит нас по самому больному месту. Мы и так уже видим, до чего «егэобразы» довели уровень знаний школьников и студентов, до какой тьмы и безграмотности. Казалось бы, дальше некуда, но нет, они еще больше хотят все усугубить! А ведь без учителя не будет еще и воспитателя, поскольку учитель и воспитатель всегда были у нас в одном лице. А каких воспитателей школьники встретят в интернете, куда они будут вынуждены заходить по несколько раз в день, какие ценности они будут оттуда черпать?
Одним словом, ужасный предлагается эксперимент, я категорически против. Это будет означать разрыв всяческих перспектив, – и на процветающую экономику и науку, и на просвещенное общество, и т.д. «Роботизированные» неучи, которых мы получим, если через интернет один преподаватель будет пытаться обучать десятки тысяч учеников, никогда не осуществят никаких прорывов, никакого движения вперед. И кстати, возникает вопрос: а не хотели бы авторы этой ахинеи проэкспериментировать на своих детях? Глубоко сомневаюсь, что и авторы, и все те, кто готов за это голосовать, желают своим детям обучаться по программам вот этой ЦОС. Нет, все они наверняка планируют отправить или уже отправляют своих детей в какие-нибудь престижные гимназии, и возможно даже не в нашей стране.
Поэтому надо остановить эту идею всеми возможными путями. Это буквально варварское предложение, хотя оно и прикрыто аргументами о том, что нам надо двигаться вместе со всей планетой. Да, двигаться надо, но цифровое интернет-образование может предлагаться только в дополнение к традиционным формам, которые нам нужно еще восстановить. Я имею в виду прежде всего советскую модель образования: с живыми учителями, воспитателями, пионервожатыми и прочими людьми – профессиональными, высокооплачиваемыми, эффективными. Нам надо вернуть все лучшее, что было в советской модели, и профинансировать все полным рублем.
Источник — http://regions.ru/news/2628547/