В Сбербанке назвали ситуацию с телефонным мошенничеством «национальным бедствием»
Каждый 10-й звонок в России – мошеннический. Ежемесячно телефонные мошенники крадут со счетов россиян 3,5-5 млрд руб. Средний чек по успешной мошеннической операции, по словам Кузнецова, находится на уровне 8000 руб. Такие данные привели официальные представители Сбербанка, поднимая проблему телефонного мошенничества в РФ.
Тревогу в Сбербанке поднимают уже не первый раз. До этого термин национального бедствия представители банка предложили применять к проблеме еще в апреле. С тех пор количество мошеннических звонков продолжает расти, пишет т-канал “Парламент с кнопкой” со ссылкой на газету Ведомости.
Наверняка на таком масштабном уровне вопрос поднимается не просто так, не ради паники и не от отчаяния. Признание проблемы общенациональной может быть использовано, чтобы ходатайствовать о получении некой государственной поддержки, привлечении к ней ФСИН и МВД и снятии с корпорации бремени борьбы с телефонными мошенниками.
Сегодня были озвучены доходы Сбербанка за первое полугодие 2021 года. И здесь наблюдается интересный момент: одновременно с повышением активности аферистов, корпорация показывает серьезный рост прибыли. За первую половину этого года Сбербанк получил 594,8 млрд рублей чистой прибыли по РСБУ, что в 1,8 раза превышает результат за тот же период прошлого года. Здесь встает вопрос о том, будет ли руководство банка придерживаться метода «если работает – не трогай», и выгодно ли ему делать серьезные шаги по борьбе с мошенниками.
В то же время нельзя сказать, что Сбербанк бездействует совсем. В начале лета Сбер отчитался о результатах своей программы по противодействию аферистам. Банком был создан механизм, который позволяет клиентам самим чистить утечку своих данных из различных ресурсов. Результатом, по данным Сбербанка, стало сокращение мошенничества в отношении клиентов банка на 30%. Но активность аферистов тоже не стоит на месте и проблема, очевидно, диктует необходимость постоянного обновления методов борьбы с ней. Здесь можно вспомнить цитату одной из многочисленных телефонных мошенниц: «Если старая схема перестанет работать, придумаем новую фишку». Такой же подход нужен и со стороны банков.
Как бы Вы прокомментировали ситуацию с телефонным мошенничеством в стране? Кто, на Ваш взгляд, должен заниматься вопросами безопасности клиентов банков?
1-й зампред комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция «Справедливая Россия»
Вся эта эпидемия мошенничества, связанная с массовым обманом граждан, ведет не просто к многомиллиардным убыткам для самих граждан. Это и убытки для банковской системы, уровень доверия к которой у нас и так невысокий. Нам известно огромное количество якобы банкротств банков, а на самом деле банкротства часто прикрывают просто воровство со стороны руководства банков. А ЦБ делает видит, что ничего не может поделать вот с этим видом мошенничества, когда банк банкротится, деньги вкладчиков исчезают, вкладчики получают свой страховой максимум, а все остальное они теряют безвозвратно.
Вот из-за такого, гораздо более глобального мошенничества, люди теряют доверие к банкам, и вынуждены хранить деньги дома под матрасом. А от этого идет колоссальный ущерб и банковской сфере, и экономике страны, поскольку речь идет о десятках триллионов рублей.
Функции по защите средств граждан от любых мошенников, будь то банковские аферисты, будь то телефонные мошенники, кибермошенники, должно брать на себя, естественно, государство. У ЦБ есть специальная структура, Агентство страхования вкладов, которая пополняется в том числе за счет отчислений банков, получающих прибыли и сверхприбыли. Причем, до 30% прибыли банков – это комиссионные сборы с клиентов, которые в большинстве своем надуманы, ничем не обоснованы, и которые банки очень хорошо умеют администрировать. Так почему бы часть этих комиссионных не пускать на возмещение вкладчикам убытков от разного рода мошенников? По-моему, хватит с лихвой.
Поэтому я убежден, что соответствующий закон принимать необходимо, и я готов его разработать и внести. Честно говоря, уже достала вот эта «импотенция» и силовиков, и банкиров, в результате чего страдают, повторю, не только граждане, но и государство. Просто силовикам и банкирам, к сожалению, нет дела до этого государственного приоритета – защиты граждан и государства от разного рода мошеннических атак. Правительству же должно быть дело, партиям должно быть дело, и значит нужно создавать все условия для того, чтобы обеспечить привлекательность хранения денег граждан в «сберегательной кассе», а не в стеклянных банках.
Источник: