Новости и события

Карл у Клары...? Или верните кораллы народу!




В конце марта этого года на российском законодательном поле неожиданно, как чертик из табакерки, появился правительственный законопроект о т.н. «крабовых аукционах». Он предусматривает, что 50% квот на вылов краба будут выделяться посредством электронных аукционов. Законопроект был поспешно внесен в Госдуму и столь же поспешно рассмотрен и принят в первом чтении. Даже полноценная дискуссия вокруг него не успела развернуться, хотя документ сразу вызвал массу вопросов, и даже опасений со стороны экспертов, парламентариев и представителей профессионального рыболовецкого сообщества о том, в чем заключается основная суть всех этих вопросов, и как можно их разрешить, рассказывает депутат Госдумы от «Справедливой России», 1-й зампред Комитета ГД по контролю и Регламенту Олег Нилов.
 - Представители правительства сразу нас заверили, что главная цель законопроекта – навести в стране порядок в области вылова и дальнейшей реализации этого морского деликатеса. Да, порядок наводить необходимо, причем, делать это надо было уже давно. Сегодня эксперты оценивают крабовый рынок в России в 25 млрд долларов. А по тем жалким копейкам, которые поступают в карманы рыбаков, в федеральный и региональный бюджеты мы видим, что основная масса этих денег утекает в карманы дюжины крабовых королей, а 90% краба в Японию, США, Южную Корею и Китай. Однако, в том виде, в каком законопроект представлен парламенту, он не отвечает на самый главный вопрос, а именно: попадут ли российские крабы, выловленные в российских морях, на столы к россиянам по более-менее доступным для них ценам? Гарантий этому мы не видим пока никаких, в том числе и потому, что законопроект не обещает нам открытости и честности самого аукциона, призванного на целых десять лет вверить в чьи-то руки 50% российского крабового рынка. Правительство пока не предоставило нам проекта соответствующего постановления, где был бы прописан свободный, открытый порядок проведения аукциона, предполагающий максимальный допуск к нему всех желающих. Так вот, если этого не будет зафиксировано ни в законе, ни в подзаконных актах правительства, мы наверняка получим ситуацию, когда на смену пресловутым «крабовым королям» придет просто более ресурсный и влиятельный монополист. А это значит, что нам поменяют шило на мыло, и тысячи тонн краба как уходили, так и будут уходить за рубеж, колоссальные доходы как оседали, так и будут оседать в частных карманах. Вместо реальной реформы, которая обеспечит россиян полезной продукцией, а региональные бюджеты дополнительными финансами, мы получим банальный передел рынка! Порядок в отрасли если и будет наведен, то исключительно в пользу того самого монополиста, на которого будет работать вся машина крабового аукциона.
 А для наведения порядка в интересах простых россиян нам мало будет обеспечить открытость и конкурентность аукциона. Необходимо, чтобы больше половины собранных от него средств направлялись в соответствующие региональные бюджеты. Поверьте, сегодня региональные бюджеты нуждаются в дополнительных средствах куда больше, чем бюджет федеральный с его трехтриллионным профицитом.
 В свою очередь для победителей аукциона в законе нужно предусмотреть такие обязательства, чтобы сверхдоходы от их бизнеса не распылялись на поддержку неких определяемых Правительством строек. Нет, они должны идти только на те цели и задачи, которые соответствуют интересам отрасли. Это создание и развитие базы для внутреннего рынка, для хранения, транспортировки и переработки продукции, это строительство современных и безопасных судов, взамен тех плавучих гробов, на которых так часто гибнут наши рыбаки. И одновременно необходимо ставить задачу, чтобы рыболовецкие суда строились в самих добывающих регионах. Как известно, на Дальнем Востоке за многие годы не было построено ни одного такого судна. Правительство нередко заявляет, что развитие Дальнего Востока остается одним из суперприоритетных направлений в его деятельности. Вот и пусть докажет это на деле, занявшись разработкой и загрузкой программы развития судостроения в регионе!
 Кроме того, победители аукционов должны взять на себя обязательства и по заработной плате на своих предприятиях, и сделать так, чтобы она была никак не ниже средней по региону плюс страховка и соц.пакет Такую зарплату они должны обеспечить всем работникам, включая рыбаков, транспортников и переработчиков продукции.
 Ну и наконец, главное условие, без которого нам точно не навести порядок на крабовом рынке, развернув его лицом к рядовому потребителю. Минимум 50% добываемого краба необходимо поставлять на внутренний российский рынок. Вместо этого Правительство отменяет даже обязанность доставки на берег краба выловленного в прибрежной зоне. Сейчас этого не происходит, не прописано это и в правительственном законопроекте. А значит, задачу обеспечить российский народ ценной морской продукцией правительство перед собой так и не поставило. Видимо, не случайно называются столь скромные цифры дополнительных поступлений в бюджет, ожидаемых от реформирования отрасли: порядка 5 млрд рублей в год. Позвольте, но это в четыре раза меньше, чем доходы от транспортного налога в Москве!
 Хотелось бы особо отметить, что увеличение поставок краба на внутренний рынок обязательно приведет к снижению потребительских цен на этот продукт. Вот каковы должны быть сверхзадачи реформы, если она будет отвечать всем тем условиям, о которых сказано выше! Не менять «крабовых королей» на «монстра»-монополиста, не надеяться на какие-то "копейки" поступлений в бюджет, а делать все, чтобы обеспечить россиян продуктом, вкус которого многие или позабыли, или не знают вовсе. Как этого достичь? Да просто соблюдая все вышеперечисленные условия и установив персональную ответственность за результаты работы отрасли для соответствующих членов правительства, руководства Росрыболовства. Они должны прогнозировать, что будет в отрасли через год, два года, пять лет – по объему продукции на внутреннем рынке, по количеству новых судов и перерабатывающих производств, рабочих мест, и т.д.
 Мне кажется, дальнейшее развитие ситуации с крабовой отраслью продемонстрирует нам, в каком направлении будут развиваться события и в рыбной отрасли, и в лесной, и во всех других отраслях, связанных с природными ресурсами нашей, самой богатой в мире страны. Здесь есть только два  взаимоисключающих варианта: или все будет делаться в интересах народа, рядового потребителя и тружеников отрасли или – в интересах монополистов, из-за которых вместо крабов и морской рыбы на столах большинства россиян будет «красоваться» лишь килька в томате.
 Лично мне вся эта история с крабовой «суперинициативой» правительства запомнится не только тем, что процесс принятия законопроекта излишне форсировался, но и тем, что эта бешеная гонка ударила и по моим поправкам к законопроекту – тем самым, где нашли отражение все мои предложения по данной теме. По совершенно смехотворной причине они не были вынесены ни на рассмотрение профильного комитета, ни на рассмотрение палаты в конечном итоге. А ведь невзирая на то, что на внесение поправок ко второму чтению было отведено всего три дня, включая два выходных, мой помощник все-таки принес их в минувшее воскресенье в Госдуму. И вот тут произошло вдруг досадное недоразумение с участием чиновницы думского аппарата. Она почему-то насчитала не 18 листов поправок, как было указано в сопроводительных документах, а 16. И на основании этой единственной причины поправки откладываются в сторону, а в понедельник об этом докладывается мне и моим помощникам!<br>
 Таким образом, в рамках обсуждения законопроекта при втором чтении эти поправки уже не прозвучат. Но это не помешает мне озвучивать их главные идеи, в том числе и при разговоре с прессой, и при общении с моими коллегами по депутатскому корпусу. Более того, суть своих предложений я намерен изложить во вторник, 9 апреля, на встрече нашей фракции с Дмитрием Медведевым. Считаю, что в данном случае речь идет о настолько серьезной проблеме, что ни в коем случае нельзя опускать руки, если на пути ее решения возникают какие-то либо преграды…
  
 Чего ждать от «крабовых аукционов»: реальной реформы или очередного передела рынка?
 В конце марта этого года на российском законодательном поле неожиданно, как чертик из табакерки, появился правительственный законопроект о т.н. «крабовых аукционах». Он предусматривает, что 50% квот на вылов краба будут выделяться посредством электронных аукционов. Законопроект был поспешно внесен в Госдуму и столь же поспешно рассмотрен и принят в первом чтении. Даже полноценная дискуссия вокруг него не успела развернуться, хотя документ сразу вызвал массу вопросов, и даже опасений со стороны экспертов, парламентариев и представителей профессионального рыболовецкого сообщества о том, в чем заключается основная суть всех этих вопросов, и как можно их разрешить, рассказывает депутат Госдумы от «Справедливой России», 1-й зампред Комитета ГД по контролю и Регламенту Олег Нилов.
 - Представители правительства сразу нас заверили, что главная цель законопроекта – навести в стране порядок в области вылова и дальнейшей реализации этого морского деликатеса. Да, порядок наводить необходимо, причем, делать это надо было уже давно. Сегодня эксперты оценивают крабовый рынок в России в 25 млрд долларов. А по тем жалким копейкам, которые поступают в карманы рыбаков, в федеральный и региональный бюджеты мы видим, что основная масса этих денег утекает в карманы дюжины крабовых королей, а 90% краба в Японию, США, Южную Корею и Китай. Однако, в том виде, в каком законопроект представлен парламенту, он не отвечает на самый главный вопрос, а именно: попадут ли российские крабы, выловленные в российских морях, на столы к россиянам по более-менее доступным для них ценам? Гарантий этому мы не видим пока никаких, в том числе и потому, что законопроект не обещает нам открытости и честности самого аукциона, призванного на целых десять лет вверить в чьи-то руки 50% российского крабового рынка. Правительство пока не предоставило нам проекта соответствующего постановления, где был бы прописан свободный, открытый порядок проведения аукциона, предполагающий максимальный допуск к нему всех желающих. Так вот, если этого не будет зафиксировано ни в законе, ни в подзаконных актах правительства, мы наверняка получим ситуацию, когда на смену пресловутым «крабовым королям» придет просто более ресурсный и влиятельный монополист. А это значит, что нам поменяют шило на мыло, и тысячи тонн краба как уходили, так и будут уходить за рубеж, колоссальные доходы как оседали, так и будут оседать в частных карманах. Вместо реальной реформы, которая обеспечит россиян полезной продукцией, а региональные бюджеты дополнительными финансами, мы получим банальный передел рынка! Порядок в отрасли если и будет наведен, то исключительно в пользу того самого монополиста, на которого будет работать вся машина крабового аукциона.<br>
 А для наведения порядка в интересах простых россиян нам мало будет обеспечить открытость и конкурентность аукциона. Необходимо, чтобы больше половины собранных от него средств направлялись в соответствующие региональные бюджеты. Поверьте, сегодня региональные бюджеты нуждаются в дополнительных средствах куда больше, чем бюджет федеральный с его трехтриллионным профицитом.<br>
 В свою очередь для победителей аукциона в законе нужно предусмотреть такие обязательства, чтобы сверхдоходы от их бизнеса не распылялись на поддержку неких определяемых Правительством строек. Нет, они должны идти только на те цели и задачи, которые соответствуют интересам отрасли. Это создание и развитие базы для внутреннего рынка, для хранения, транспортировки и переработки продукции, это строительство современных и безопасных судов, взамен тех плавучих гробов, на которых так часто гибнут наши рыбаки. И одновременно необходимо ставить задачу, чтобы рыболовецкие суда строились в самих добывающих регионах. Как известно, на Дальнем Востоке за многие годы не было построено ни одного такого судна. Правительство нередко заявляет, что развитие Дальнего Востока остается одним из суперприоритетных направлений в его деятельности. Вот и пусть докажет это на деле, занявшись разработкой и загрузкой программы развития судостроения в регионе!<br>
 Кроме того, победители аукционов должны взять на себя обязательства и по заработной плате на своих предприятиях, и сделать так, чтобы она была никак не ниже средней по региону плюс страховка и соц.пакет Такую зарплату они должны обеспечить всем работникам, включая рыбаков, транспортников и переработчиков продукции.<br>
 Ну и наконец, главное условие, без которого нам точно не навести порядок на крабовом рынке, развернув его лицом к рядовому потребителю. Минимум 50% добываемого краба необходимо поставлять на внутренний российский рынок. Вместо этого Правительство отменяет даже обязанность доставки на берег краба выловленного в прибрежной зоне. Сейчас этого не происходит, не прописано это и в правительственном законопроекте. А значит, задачу обеспечить российский народ ценной морской продукцией правительство перед собой так и не поставило. Видимо, не случайно называются столь скромные цифры дополнительных поступлений в бюджет, ожидаемых от реформирования отрасли: порядка 5 млрд рублей в год. Позвольте, но это в четыре раза меньше, чем доходы от транспортного налога в Москве!<br>
 Хотелось бы особо отметить, что увеличение поставок краба на внутренний рынок обязательно приведет к снижению потребительских цен на этот продукт. Вот каковы должны быть сверхзадачи реформы, если она будет отвечать всем тем условиям, о которых сказано выше! Не менять «крабовых королей» на «монстра»-монополиста, не надеяться на какие-то "копейки" поступлений в бюджет, а делать все, чтобы обеспечить россиян продуктом, вкус которого многие или позабыли, или не знают вовсе. Как этого достичь? Да просто соблюдая все вышеперечисленные условия и установив персональную ответственность за результаты работы отрасли для соответствующих членов правительства, руководства Росрыболовства. Они должны прогнозировать, что будет в отрасли через год, два года, пять лет – по объему продукции на внутреннем рынке, по количеству новых судов и перерабатывающих производств, рабочих мест, и т.д.<br>
 Мне кажется, дальнейшее развитие ситуации с крабовой отраслью продемонстрирует нам, в каком направлении будут развиваться события и в рыбной отрасли, и в лесной, и во всех других отраслях, связанных с природными ресурсами нашей, самой богатой в мире страны. Здесь есть только два&nbsp; взаимоисключающих варианта: или все будет делаться в интересах народа, рядового потребителя и тружеников отрасли или – в интересах монополистов, из-за которых вместо крабов и морской рыбы на столах большинства россиян будет «красоваться» лишь килька в томате.<br>
 Лично мне вся эта история с крабовой «суперинициативой» правительства запомнится не только тем, что процесс принятия законопроекта излишне форсировался, но и тем, что эта бешеная гонка ударила и по моим поправкам к законопроекту – тем самым, где нашли отражение все мои предложения по данной теме. По совершенно смехотворной причине они не были вынесены ни на рассмотрение профильного комитета, ни на рассмотрение палаты в конечном итоге. А ведь невзирая на то, что на внесение поправок ко второму чтению было отведено всего три дня, включая два выходных, мой помощник все-таки принес их в минувшее воскресенье в Госдуму. И вот тут произошло вдруг досадное недоразумение с участием чиновницы думского аппарата. Она почему-то насчитала не 18 листов поправок, как было указано в сопроводительных документах, а 16. И на основании этой единственной причины поправки откладываются в сторону, а в понедельник об этом докладывается мне и моим помощникам!<br>
 Таким образом, в рамках обсуждения законопроекта при втором чтении эти поправки уже не прозвучат. Но это не помешает мне озвучивать их главные идеи, в том числе и при разговоре с прессой, и при общении с моими коллегами по депутатскому корпусу. Более того, суть своих предложений я намерен изложить во вторник, 9 апреля, на встрече нашей фракции с Дмитрием Медведевым. Считаю, что в данном случае речь идет о настолько серьезной проблеме, что ни в коем случае нельзя опускать руки, если на пути ее решения возникают какие-то либо преграды…

ПОДЕЛИТЬСЯ


Комментарии

    Оставить свой комментарий